Кафедра педагогики, иностранной филологии и перевода

Год основания — 1930

 

61166, г. Харьков, просп. Науки, 9-а

ХНЭУ им.С. Кузнеца, 1 корпус, ауд. 501, 502.

Тел. +38 (057)

E-mail: kafpif@hneu.edu.ua

Сайт: http://www.kafpif.hneu.edu.ua

 

Заведующий кафедрой — профессор, доктор педагогических наук Боровая Татьяна Анатольевна.

Кафедра была создана в 1930 году. Кафедра входит в состав факультета  международных экономических отношений. В 2018 году после реорганизации, кафедра получила название кафедры «Педагогики, иностранной филологии и перевода». С 2015 года она осуществляет подготовку специалистов по специальностям «Управление учебным заведением», «Педагогика высшей школы», «Иностранная филология» и «Перевод» и обеспечивает формирование компетентностей, связанных с управлением, педагогикой и иностранными языками на других специальностях.

Главная цель кафедры — сочетание высокого уровня подготовки специалистов по управлению в педагогике с языковой и профессиональной подготовкой студентов. Формирование их научного мировоззрения, открытие широких горизонтов в социальной, профессиональной и культурной областях.

 

Направление подготовки специалистов

С 2015 года на кафедре начала осуществляться подготовка специалистов по специализации «Управление учебным заведением» и «Педагогика высшей школы». Предметное поле учебно-методической работы кафедры связано с обучением управлению в педагогике, иностранным языкам студентов всех специальностей и форм обучения таких факультетов как: «Экономика и право», «Экономическая информатика», «Менеджмент и маркетинг», «Консалтинг и международный бизнес», «Финансовый», «Международных экономических отношений».

В структуру кафедры педагогики, иностранной филологии и перевода входят секции:

  • педагогики;
  • английского языка;
  • немецкого языка;
  • французского языка.

 

В настоящее время на кафедре работают 62 преподавателя, которые имеют богатый опыт практической работы в сфере управления учебным заведением, педагогики высшей школы и преподавания иностранных языков. Среди преподавателей — два профессора, 21 преподаватель, имеющий ученое звание и ученую степень и 19 старших преподавателей.

Кафедра проводит обучение согласно следующим направлениям:

Педагогика: «Управление учебной и воспитательной деятельностью», «Управление информационными связями», «Теория и практика высшего профессионального образования», «Финансово-экономические и правовые аспекты управления учебным заведением», «Управление людскими ресурсами», «Педагогическая та профессиональная психология», «Педагогика высшей школы», «Психология управления», «Теория и практика высшего профессионального образования», «Финансово-экономические та правовые аспекты управления учебными заведениями».

Иностранный язык:«Иностранный язык», «Иностранный язык профессионального направления», «Деловой иностранный язык», «Углубленное изучение иностранного языка по специальности», «Практика устного и письменного иностранного языка»; «Практикум перевода текстов по специальности» «Международный бизнес»; «Теория и практика перевода», «Иностранный язык профессиональной коммуникации в международном бизнесе».

  

По выборочной дисциплине согласно образовательно-профессиональной программе «Коммуникация в профессиональной деятельности» осуществляется подготовка магистров.

 

Программы подготовки магистров

 

С 2015 года на кафедре открыты 2 магистерские программы: «Управление учебным заведением», «Педагогика высшей школы».

 

  1. Управление учебным заведением

Целью данной магистерской программы является подготовка магистров по управлению учебными заведениями. После завершения подготовки выпускники программы получат квалификацию руководителя предприятия, учреждения и организации (в сфере образования и производственного обучения).

Задачи магистерской программы:

  • формирование профессиональных компетентностей, опыта управленческой деятельности у студентов магистратуры путем научно-практической подготовки;
  • развитие профессионально значимых качеств и способностей, профессиональной направленности, мотивационного потенциала, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • формирование психологической готовности к выполнению профессиональных задач и функций в условиях постоянных изменений; воспитание готовности эффективно и рационально действовать в условиях неопределенности, кризисов, стрессов, угроз, рисков и чрезвычайных ситуаций;
  • развитие коммуникативных способностей, способности к работе в команде и руководства индивидуальной и командной работой.

Перечень компетенций, формируемых в результате обучения по магистерской программе:

  • способность стратегического и текущего планирования деятельности учебного заведения;
  • способность определять стратегии и направления развития учебного заведения;
  • способность к формированию организационной структуры учебного заведения;
  • способность к организации и проведению контроля, мониторинга качества деятельности и развития учебного процесса, осуществление на этой основе самооценки, принятия решений по регулированию текущих результатов;
  • способность к построению системы внутреннего обеспечения качества образования в учебном заведении;
  • способность к выполнению функций управления учебно-воспитательным процессом;
  • способность к обеспечению деятельности учебного заведения информационно-коммуникационными связями;
  • способность к формированию кадровой политики, управлению персоналом, развитию персонала;
  • способность к руководству финансово-экономической деятельностью учебного заведения, владение правовыми аспектами управленческой деятельности;
  • способность к формированию и развитию организационной культуры учебного заведения;
  • способность к применению информационно-коммуникационных технологий в управленческой и педагогической практике;
  • способность к самоанализу и корректировке личной деятельности как составляющей коллективной деятельности, самоменеджменту и саморазвитию.

Особенности и конкурентные преимущества магистерской программы:

Способность ХНЭУ им. С. Кузнеца обеспечить профессиональную управленческую составляющую подготовки магистров на прочной базе, основанной на понимании экономических процессов и явлений, классических и современных подходов в менеджменте, управлении финансами, владении информационно-коммуникационными технологиями, деловым иностранным языком профессиональной направленности, формирование профессиональных компетентностей с учетом современных требований становления информационного общества и экономики знаний. А именно:

  • сочетание теории, практики, научных исследований путем привлечения к учебному процессу ученых и практиков, усиление практической подготовки, организации обучения на основе деятельностного и контекстного обучения, построение обучения через исследования;
  • наличие соответствующих специалистов, профессорско-преподавательского состава для реализации междисциплинарного подхода к подготовке конкурентоспособных специалистов, формирования и развития общих и профессиональных компетентностей;
  • обновление содержания подготовки современных менеджеров; образования с учетом изменений в национальной законодательной и нормативной базе; уделение значительного внимания вопросам качества образования, информационно-аналитического обеспечения, управления развитием учебного заведения на инновационной основе;
  • применение тренингового обучения; современных активных, интерактивных информационно-коммуникационных технологий обучения;
  • предоставление возможности построения студентами магистратуры собственной траектории обучения, выбора содержания, форм, технологий обучения;
  • использование персональных обучающих систем как составляющей управления самостоятельной работой студентов магистратуры в дистанционном режиме.

 

  1. Педагогика высшей школы

 

Целью данной магистерской программы является подготовка преподавателей высших учебных заведений. После завершения подготовки выпускники программы получат квалификацию преподавателя университетов и высших учебных заведений.

Задачи магистерской программы:

  • формирование профессиональных компетентностей, опыта преподавательской деятельности студентов магистратуры путем научно-практической подготовки;
  • развитие профессионально значимых качеств и способностей, профессиональной направленности, мотивационного потенциала, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию;
  • формирование психологической готовности к выполнению профессиональных задач и функций в условиях постоянных изменений; воспитании готовности эффективно и рационально действовать в условиях неопределенности, кризисов, стрессов, угроз, рисков и чрезвычайных ситуаций;
  • формирование у магистрантов творческого подхода к учебно-методической работы, научной работы, потребности в самовоспитании, повышении своей квалификации;
  • развитие коммуникативных способностей, способности к работе в команде.

 

Перечень компетентностей, формируемых в результате обучения по магистерской программе:

  • способность к выполнению профессиональных задач и функций в условиях постоянных изменений;
  • способность к планированию и организации учебной деятельности в высшей школе;
  • способность к применению информационно-коммуникационных технологий в управленческой и педагогической практике;
  • умение использовать современные эффективные средства работы с научной и учебно-методической литературой; поисковыми образовательными системами в сети Интернет;
  • способность реализовывать навыки самостоятельного решения педагогических проблем на конкретных примерах;
  • способность к самоанализу и корректировки личной деятельности, самоменеджменту, саморазвитию.

Особенности и конкурентные преимущества магистерской программы:

Модель подготовки магистров по педагогике высшей школы в ХНЭУ им. С. Кузнеца имеет следующие преимущества:

  • реализация студентоцентрированного подхода к личностно-профессиональному развитию, формирование компетентных профессионалов в своей области;
  • сочетание теории, практики, научных исследований путем привлечения к учебному процессу практиков, усиление практической подготовки, организация обучения на основе деятельностного и контекстного обучения, построение обучения через исследования;
  • наличие соответствующих специалистов, профессорско-преподавательского состава для реализации междисциплинарного подхода к подготовке конкурентоспособных специалистов, формирования и развития общих и профессиональных компетенций;
  • управление учебным процессом на основе системы мониторинга, самооценки качества образования;
  • обновление содержательной подготовки современных управленцев путем изучения вопросов качества образования, управления развитием высшего учебного заведения;
  • применение системы контрольно-аналитической деятельности преподавателей с учетом реализации компетентностного подхода;
  • применение тренингового обучения, современных активных, интерактивных, информационно-коммуникационных технологий;
  • разработка и использование персональных обучающих систем как составляющей управления самостоятельной работой студентов;
  • воспитание готовности эффективно и рационально действовать в условиях неопределенности, кризисов, стрессов, угроз, рисков и чрезвычайных ситуаций.

 

Преподаватели кафедры постоянно повышают свою квалификацию, Учебный процесс на кафедре полностью обеспечен интерактивными комплексами учебных дисциплин в разрезе каждого предмета, благодаря чему студенты имеют возможность получать полное методическое обеспечение по дисциплине в электронном виде, что будет способствовать экономии времени студентов и повышению эффективности самостоятельной работы.

 

Научная деятельность

 

Научно-исследовательская работа, осуществляемая преподавателями кафедры:

2017 – 2018 – прикладная госбюджетная теми №40/2017 − 2018 «Формирование системы внутреннего обеспечения качества образования в высшем учебном заведении». Номер госреєстрації НДР: 0117U000425, МОН України.

2016-2018 – фундаментальная госбюджетная теми «Теоретические и  методические основы системы поддержки электронного обучения в современном высшем учебном заведении» №53/2016-2018, МОН Украины.

2015-2017 – исполнитель прикладной госбюджетной темы «Планирование, мониторинг, самооценка деятельности и развития высшего учебного заведения». 01.01.20015-31.12.2017, РК 0115U001112, ОК (зак) 0214U00, ІК, МОН Украины.

2013-2018 — «Медиокоммуникация в высшем учебном заведении (теория и практика)».

2008-2013 — «Воплощение современных научно-методологических подходов к адаптивному управлению в высшей школе на основе антропологических основ в современных гуманитарных штудиях»

2003-2008 — «Межкультурная интерпретация экономических текстов как отдельный вид коммуникации».

 

На базе кафедры педагогики, иностранной филологии и перевода есть аспирантура по специальности 0.11 «Образовательные педагогические науки».

 

Преподавателями кафедры за текущий период было опубликовано 3 монографии и более 100 научных публикаций.

 

Международная деятельность

 

Участие кафедры в международных проектах

 

2016 — 2018 — член проекта Erasmus+ «DocHub» «Структуризация сотрудничества по вопросам аспирантских исследований, обучение универсальним умениям и академическому письму на региональном уровне в Украине» (номер проекта: 8 574 064-EPP-1-2016-1-LT-EPPKA2- CBHE-SP).

2016 — 2018 — член проекта Erasmus+ C3QA «Стимулирование международных исследований путем введения системы обеспечения качества третього уровня высшего образования согласно европейским требованиям» (Проект 574273-EPP-1-2016-1-AM-EPPKA2-CBHE-SP).

В 2017 году зав. кафедрой проф. Борова Татьяна Анатольевна приняла участие в международном семинаре «ICT Education for Science and Technology», который проходил на базе «A.OFRI» международного тренинго-образовательного центра MASHAV при Министерстве иностранных дел в Иерусалиме

В марте 2017 года в ХНЭУ им. С. Кузнеца кафедрой педагогики, иностранной филологии и перевода была проведена международная научно-практическая конференция по теме «Современные проблемы управления предприятиями: теория и практика», в которой приняли участие представители Польши, Болгарии, Словакии, Швеции, и Черногории.

Кафедра обеспечивает языковую подготовку в таких миждународных программа

  • совместнаяфранко-украинская магистерская программа МБА «Бизнес-информатика» с университетом Ліон-2;
  • совместнаяфранко-украинская магистерская программа «Туризм» с университетом им. Люм’єра Ліон-2
  • совместнаяавстро-украинская магистерская программа по подготовке магистров по специальности «Бизнес-администрироваие» с Венским университетом прикладних наук.

 

Наши студенты

Наши студенты являются постоянными участниками студенческих научных конференций та летних языковых школ, организаторами и участниками конкурсов по переводу текстов научной, публицистичной та художественной литературы; организаторами и участниками проведения диспутов, дискуссий, встреч с носителями языка; внеаудиторных мероприятий. Они публикуются в студенческих молодежных научных изданиях и принимают участие в круглых столах, которые организуются в рамках международных конференций по иностранным языкам.

Кроме учебного процесса кафедра предоставляет студентам возможность реализовывать интересные идеи с помощью, проектных,  дипломных и курсовых работ. Наши студенти являются участниками и призерами олимпиад по иностранным языкам (университетских, городских, всеукраинских).

Business English Certificate

Кафедра педагогики и иностранного языка обеспечивает подготовку и составление Кембриджского экзамена по бизнес-английского языка BEC (Business English Certificate, Cambridge) по определению уровня владения деловым английским языком по международным стандартам.

Business English Certificates (BEC) — кембриджские экзамены на знание делового английского языка. Экзамены ВЭС созданы для тех, кто работает или собирается работать в сфере международного бизнеса. Экзамены ВЭС оценивают умение использовать английский язык в контексте международного бизнеса, а так же умение кандидата общаться на английском языке, на определенном уровне с коллегами и клиентами. ВЭС тестирует практические навыки владения языком в реальных рабочих ситуациях, но при этом не требует специальных знаний в бизнесе.

 

Членство в профессиональных ассоциациях

Кафедра педагогики, иностранной филологии и перевода является членом ассоциации германистовУкраины, британской ассоциации славянских и восточноевропейских исследований и международной ассоциации когнитивной лингвистики.